Уничтожение форта Михайловский и партий российских промысловиков.

Уничтожение форта Михайловский и партий российских промысловиков.В мае 1802 года индейцы в устье реки Алсек напали на Якутатскую промысловую партию И.А. Кускова. Партия состояла из более десятка русских промышленников и 900 туземных охотников. После нескольких дней военных действий была успешно отражена атака индейцев. Тлинкиты решили пойти на переговоры и заключить перемирие, увидев полную неудачу своих таинственных планов.

Захват крепости

После того, как промысловая партия Ивана Урбанова (примерно 190 алеутов) покинула форт Михайловский, на Ситке осталось шестеро «англичан» (американских матросов, служивших у русских), 26 русских, примерно 50 женщин и детей, и 20-30 кадьякцев. 10 июня небольшая артель, возглавляемая Алексеем Батуриным и Алексеем Евглевским, отправилась охотиться к «дальнему Сиучьему камню». Остальные жители поселения остались беспечно заниматься своими каждодневными делами.

Индейцы начали атаковать сразу с двух сторон – со стороны залива, подплыв на боевых каноэ и из леса. Данным походом руководил племянник Скаутлельта, молодой вождь – Катлиан, военный вождь киксади. Вооруженной толпе тлинкитов, насчитывающей примерно 600 человек, удалось под командованием Скаутлельта – вождя ситкинцев, окружить казарму и нанести сильный оружейный огонь по окнам. Затем на помощь Скаутлельту из мыса бухты пришла огромная флотилия боевых каноэ, и после этого не менее 100 индейцев присоединилось к ситкинцам. Почти мгновенно вспыхнула крыша казармы. Русские пытались отражать нападение индейцев с ситкинцами, но им было довольно сложно противостоять значительному большинству нападавших. Тлинкитам, несмотря на прямой огонь пушки, удалось вышибить двери казармы, и проникнуть внутрь нее. В казарме они уничтожили всех защитников и забрали все меха, хранившиеся в казарме.

Расправа индейцев над промысловиками

Тлинкиты по-особому ненавидели Василия Кочесова, знаменитого охотника. Он среди русских и индейцев был известен, как непревзойденный меткий стрелок. У тлинкитов его прозвище было Гидак (Gidak), которое происходило, вероятнее всего, от тлинкитского имени алеутов, кровь которых текла в жилах Кочесова — giyak-kwaan (мать знаменитого охотника родилась на островах Лисьей гряды). Индейцам, наконец-то удалось захватить в плен ненавистного им, знаменитого стрельца, и они постарались его смерть, и смерть его товарища превратить в страшный мучительный ад.

В этом же 1802 году индейцам в проливе Фредерик удалось выследить Промысловую Ситкинскую партию Ивана Урбанова, включающую 90 байдарок, и в ночь с 19 на 20 июня атаковать ее. Воины куана Кэйк-Кую, затаившись в засадах, никакими действиями не выдавали своего присутствия. Хлебников К.Т. об этом писал, что начальники партий не замечали не неприятностей, и не повода к возмущениям. Но такое молчание и тишина могли быть только предвестником изуверской грозы. Индейцам на ночлеге удалось атаковать партию русских промышленников, и они практически на повал уничтожили их кинжалами и пулями. В этом сражении погибло 165 кадьяков, что стало таким же тяжелым ударом по русской колонизации, как и уничтожение форта Михайловский.