Шелихов в письме к Екатерине II указывал на то, что его главное стремление заключается в том, чтобы России доставить новые области, а новые паствы – церкви. Также он смог убедить синод в том, что коренные жители желают стать христианами и ему удалось добиться разрешения строить церкви в Америке.
Зарождение христианства на Аляске
В 1794 году десять монахов Валаамского монастыря, возглавляемые архимандритом Иоасафом, доставили на Кадьяк благодаря компании. В первую зиму им удалось окрестить 8 тысяч эскимосов и алеутов. Иеромонаха Ювеналия отправили в ближайшие селения, к Николаевскому редуту, чтобы он проповедовал христианскую веру среди индейцев. В 1796 году летом ему удалось окрестить индейцев танаина, но общество индейцев еще не было готово к такой непростой религии. Индейцы ничего не знали о единственном спасителе и едином боге. Кроме того, они не имели представление об аде и рае, ничего не знали о несении наказания после смерти. Весьма существенно отличались христианская и аборигенная религия, поскольку довольно трудно в религиозных концепциях атапасков найти концепции, имеющие сходство с христианскими.
Но, индейцы не испытывали страха перед крещением, их даже привлекала формальная сторона обряда: одежда церковных служителей, речитативное произнесение молитв, утварь. Также РАК распоряжалась выдавать рубаху и несколько листов табака, и поэтому они готовы были креститься ежедневно, и порой по несколько раз их включали в списки крещенных. До 1820 года крещением удалось охватить практически всех индейцев танаина. Намного лет практически был прекращен процесс христианизации после кипучей деятельности монаха Ювеналия. РАК не проявляла заботу о монахах, поскольку их вмешательство препятствовало делам компании. В то же время РАК не выполняла обещания, т.е. не заботилась о духовных лицах и не обеспечивала их всем необходимым. Монахи опускались, бедствовали и умирали. К 1820 году только Иеромонах Герман остался от первой духовной миссии, и он жил отшельником на Еловом острове.
Деятельность проповеднической миссии
Проповедническая миссия священников сталкивалась с огромными трудностями, им приходилось обслуживать большущие территории. В зимнее время из-за морозов и метелей, полного отсутствия дорог было очень трудно объезжать селения паствы. В летнее время монахам приходилось по рекам добираться до селений паствы. Но, только люди с большой силой воли, выносливостью и с могучим здоровьем могли выдержать частые туманы, дожди, стаи насекомых, ночлег в палатках, и порой под открытым небом.
Довольно часто со временем церковной службы, со многими православными праздниками совпадали обычаи индейцев, поскольку совмещались с периодами самых активных промыслов. Индейцы в это время не могли посещать церковные службы. Они считали священников просто белыми шаманами. Индейцы старались выполнять только те требования священнослужителей, которые не препятствовали их типичному жизненному укладу. Несмотря на то, что к началу XX века практически все Атапаски были христианами, но они все равно соблюдали языческие обряды и практиковали полигамию и шаманизм.